В четверг вечером наставник нашей команды дал эксклюзивное интервью корреспонденту «Советского спорта». Голландец рассказал о прямолинейности шведской команды, поведении Аршавина, о мыслях позволить Акинфееву пробивать штрафные удары и о многом другом.
«МАМА КОНТРОЛИРУЕТ МЕНЯ»
В последний день пребывания в Леоганге Гус Хиддинк перестал жестко следовать правилу, которое сам ввел еще перед заселением в «Краллерхоф» — в гостинице не должно быть ни единого журналиста.
После восстановительного занятия в четверг голландец довольно долго отвечал на вопросы телевидения УЕФА, которое позже, уже в неформальной обстановке, критиковал за неразумное начальство. Гус, как выяснилось, был очень недоволен гостиницей, в которой сборную России поселили перед решающим матчем группового этапа против шведов.
Затем он около сорока минут отвечал на вопросы голландского журналиста, после чего пришла очередь корреспондента «Советского спорта».
— Знаете ли вы, что происходило в России после победы над шведами? — наша беседа начинается с приятной темы.
— Бородюк и Корнеев рассказывали мне, что на Красной площади собрались тысячи человек. И, кстати, радовались не только в Москве. Слышал, что во Владивостоке после победы нашей команды мэр устроил выходной день.
— Сообщалось, что команду поздравил и Президент страны Дмитрий Медведев. Он вам звонил?
— Нет. Но, насколько мне известно, во время визита в Испанию и встречи с королем Хуаном Карлосом президент сказал, что из группы выйдут именно наши команды.
— Помню, как два года назад возглавляемая вами сборная Австралии в решающей игре группового этапа добилась необходимого результата — ничьей и вышла в плей-офф. Тогда вы получили много звонков, а во время пресс-конференции вам даже звонила мама…
— Вы хотите с ней поговорить? Она оставила мне сообщение, а я из-за многочисленных интервью никак не могу ей перезвонить. Мама — самый главный человек на свете. И несмотря на мой возраст и возраст моих братьев, она продолжает нас контролировать, — смеется Гус.
— То есть вы не можете делать, что захотите? — поддерживаю шутливую тему.
— Конечно, нет! — Гус тоже не спешит становиться серьезным.
«ТОРБИНСКИЙ ДОЛЖЕН ПРИБАВИТЬ В ТАКТИКЕ»
— Сравните два последних матча сборной России — против Греции и Швеции.
— Нам противостояли совершенно разные соперники. Греция — более амбициозная команда. Раньше греки играли в пять защитников — с тремя центральными. Но в матче с нами один из них остался на скамейке запасных. Это значит, что на другом участке поля у них появился еще один человек, что было лишним подтверждением огромного желания победить.
— Греки построили свою игру на длинных передачах высоким футболистам, — продолжает Гус. — Ставка на подбор, а не на создание остроты за счет хороших комбинаций. Думаю, что мы удачно противостояли такой игре. Но в то же время считаю, что с точки зрения тактики мы лучше выступили против шведов. Думаю, это получилось из-за того, что шведы были предсказуемы.
— Что скажете о тактике сборной России?
— Думаю, вы обратили внимание, что я не хотел использовать двух центральных нападающих на одной линии с защитниками, чтобы они ввязывались в силовую борьбу с мощными шведами. Поэтому Павлюченко, как правило, располагался между Ханссоном и Нильссоном. Он стягивал на себя обоих и старался уводить их в центр, чтобы освобождать правый фланг. Это — первый момент.
Второй — некоторые шведские полузащитники играют не очень компактно. Между ними и линией защиты возникало пространство. И именно в нем должен был действовать Аршавин, что он успешно и делал.
— Об Аршавине, если можно, подробнее.
— Я уже говорил, что физически Андрей не был готов провести на высоком уровне все девяносто минут, поэтому чаще обычного уходил на фланг, чтобы перевести дух.
Я постоянно пытался вернуть его на место, поскольку Андрею хватает мастерства создавать остроту на этой позиции. К тому же в атаку подключался кто-то из троицы Семак, Семшов, Зырянов, что позволяло нам создавать численное преимущество на этом участке поля.
«В ОСНОВЕ ПЕРЕД ГРЕКАМИ НЕ НАИГРЫВАЛ АРШАВИНА»
— По информации «Советского спорта», на предыгровой тренировке накануне матча со шведами в основном составе вы наигрывали Дмитрия Торбинского.
— Верно. Но, откровенно говоря, с моей стороны эта была некоторая игра. Когда я брал Аршавина на Евро, знал, что он выйдет на поле в третьем матче. Но команда в матче с Грецией доказала, что может удачно действовать и без него.
— Тогда тем более появление Торбинского, сыгравшего на редкость удачно с греками, было бы логичным, не находите?
— Дмитрий действительно очень много пробежал во встрече с греками. Он — трудоголик, агрессивен. Мне это очень нравится! Но ему следует прибавить в тактике, которой он, кстати, учится быстро.
— Вы его видите только в центре поля или на других позициях тоже? Например, на фланге?
— Когда на замену выходит Саенко, он действует очень дисциплинированно. Выполняет все то, о чем его просят тренеры. Опыт выступления в немецкой бундеслиге на этой позиции помогает ему.
— Можно ли сказать, что с момента вашего приезда в Россию против шведов команда провела лучший матч?
— Да.
«АКИНФЕЕВ ОТЛИЧНО БЬЕТ ШТРАФНЫЕ»
— Иностранные журналисты в отличие от наших не привыкли к поведению Андрея Аршавина, который очень редко отвечает на вопросы в смешанной зоне. Особенно поразил случай на пресс-конференции после игры со шведами. Как только форвард «Зенита» получил приз лучшему игроку матча, вопреки традиции он не стал отвечать на вопросы и, не попрощавшись, убежал в автобус.
— В принципе ничего страшного. Только тренер обязан посещать пресс-конференции. Нигде, кстати, не сказано, что игрок должен отвечать на вопросы. Признаюсь: для меня не так уж важно, отвечает он на вопросы или нет.
В этот момент к нам подходит Динияр Билялетдинов с двумя мячами — просит тренера оставить автограф.
— Билли, моя роспись стоит дорого, — тренер делает суровое лицо. — С тебя тысячу рублей за каждую. Деньги есть?
— No, — отвечает Билли и через секунду забирает у смеющегося тренера два мяча с автографами.
Гус делает паузу и сам возобновляет разговор.
— А знаете, я порой размышляю над тем, чтобы позволить Акинфееву пробивать штрафные удары. У него очень хороший «выстрел». Бразильский. Мяч летит по замысловатой траектории. Очень сложный для голкиперов удар. Но все же не решаюсь, поскольку в этом все же немало риска.
Кстати, как выяснилось, некоторое время назад Гус дал интервью крупнейшему голландскому футбольному изданию «Voetbal International», в котором рассказал, что Акинфеев, на его взгляд, может выступать в Англии или Испании. И, чтобы Игорем заинтересовались всерьез, ему нужно удачно выступить на крупном турнире. Таком, как Евро.
ТРАГЕДИЯ В СЕМЬЕ БУЛАХРУЗА
Незадолго до нашего интервью Гус в смешанной зоне тренировочного стадиона в Леоганге ответил на вопросы голландских журналистов.
— К сожалению, у нас очень мало времени на подготовку к матчу с Голландией, — говорит Хиддинк. — Меньше, чем у соперника, который уже давно готовится к матчу.
— Голландия — фаворит?
— Конечно! В этой команде собрано много звезд. У ван Бастена богатый выбор футболистов. Те, кто не выходил на поле в матчах с Италией и Францией, победили Румынию. Команду, которой несколько месяцев назад мы уступили 0:3.
— Чего ждете от предстоящего матча?
— Открытого футбола, поскольку обе команды любят атаковать. Игра должна получиться зрелищной.
— Недавно в семье правого защитника сборной Голландии Халида Булахруза произошла трагедия: из-за преждевременных родов умер ребенок. Как повлияет это на команду?
— Такие вещи бесследно не проходят. В нынешней сборной Голландии хорошая атмосфера и за Халида переживают все ребята. На поле случившееся может отразиться по-разному: как негативно так и, наоборот, это может сплотить команду еще больше.
— Представим вас тренером сборной Голландии. Вы бы после этого выпустили его на поле?
— Пожалуй, как тренер я бы рекомендовал ему оставаться на скамейке запасных. Но решение бы принимал не я, а сам футболист, с которым я бы обязательно побеседовал.
— Вы уже знаете состав своей команды?
— Не только своей, но и соперника. Скажем так: на девяносто девять процентов.
— Успели посмотреть повтор матча Россия — Швеция? — вопрос, напомню, задавался в четверг после тренировки.
— Нет. Мы вернулись в гостиницу в два часа ночи, после чего отправились ужинать. Если бы я начал смотреть повтор, то заснул бы не раньше шести. Это перебор.
Но и без приятного просмотра ночь получилась чудесной. После такого матча много адреналина и быстро не уснешь. Так что я вышел на балкон, закурил сигару и смотрел на ясное звездное небо… Что еще нужно от жизни?
«ГОЛЛАНДЦЕВ БОЮСЬ ДО ЧЕРТИКОВ»
Вчера вечером состоялась пресс-конференция Гуса Хиддинка, на которой он назвал себя… «предателем» и признался, что сегодня мелодия российского гимна будет ему ближе.
— Как вы отпраздновали победу над Швецией и как готовитесь к предстоящей встрече?
— Мы вернулись в гостиницу в два часа ночи. Поели и отправились спать. Празднований победы в русском стиле не было. Никто не был пьяным, хотя, откровенно говоря, по номерам я не ходил и не проверял, — Гус вновь шутит. — Но, естественно, все были очень довольны, поскольку большинство футболистов никогда еще не поднимались так высоко.
— Вы не боитесь, что потерпите крупное поражение, а вместе с ним и свой имидж победителя?
— В футболе после побед ты всегда герой, а после поражений — полный ноль. Но меня все это мало волнует — я просто выполняю свою работу.
— Не кажется ли вам, что станете в субботу предателем для Голландии?
— Да! Я очень надеюсь стать большим предателем! Если у меня получится, то, может, на родину меня и не впустят…
— Какой гимн вы будете петь перед матчем?
— Я знаю голландский наизусть. Российский, увы, нет. Но мелодия мне очень нравится. Если уж и быть предателем, то очень хорошим!
— Главные тренеры сборных Италии, Франции и Румынии боялись Голландию, так как начинали матчи против этой команды от обороны. Вы тоже боитесь «оранжевых»?
— До чертиков! Если серьезно, чем больше обороняешься, тем больше боишься. Так что мы будем атаковать. Так же, как и Голландия. Соперник любит захватить территорию, доминировать, давить, нейтрализовать сильные стороны соперника. Мы постараемся не позволить им сделать этого.
— В Голландии, в том числе и известные специалисты, не видят слабых мест у своей сборной. Видите ли их вы?
— Они есть у каждой команды. Вопрос лишь в том, насколько умело удастся их использовать. Но я признаю, что голландцы гораздо сильнее с точки зрения тактики, чем шведы. И нам будет труднее.
Последний вопрос задает Аад де Мос — человек, который в прошлом году был уволен с поста главного тренера «Витесса». Нынче он работает на коммерческое бельгийское телевидение:
— Будут ли для Голландии проблемой частые и опасные подключения к атаке ваших крайних защитников?
— Матч с Испанией показал, что точно так же это может стать и нашим слабым местом.
|