Подарив Евро-2008 практически безукоризненную победную игру над шведами, сборная России вошла в число восьми лучших команд континента. Возможно, со временем мы привыкнем принимать такие результаты как само собою разумеющиеся. Но пока это успех – долго манивший своей несбыточностью, а потому неожиданный и раздвигающий горизонты!
Безропотность, с которой «Тре крунур» отправились в турнирный отвал следом за греками, выдавала в скандинавах… недооценку грозившей им опасности. Ларс Лагербек не удосужился не то чтобы передернуть состав по сравнению с предыдущим матчем, но хотя бы привнести в позиционную заданность шведской игры пару-тройку нюансов. Ибрагимович и Хенрик Ларссон снова остались впереди, словно в вакууме – с куцей поддержкой других линий. Те предпочитали доставлять мяч на передовую по обыкновению просто – дальними забросами.
При консервативном кадровом подходе Лагербека главный победный шанс Хиддинка был в выигрышном наборе хавбеков
Возможно, рулевой шведов пребывал в счастливом заблуждении относительно достоинств своей средней линии. Но нам-то даже умозрительное предматчевое сравнение полузащит не оставляло сомнений: при консервативном кадровом подходе Лагербека главный победный шанс Гуса Хиддинка будет именно в выигрышном для россиян наборе хавбеков.
Игра оправдала эти ожидания. Правда, она даже превзошла их в том, что касалось безболезненности вживления в игровой строй сборной умелых ног и светлой головы Андрея Аршавина. Хиддинк счастливо для себя решил дилемму (возможно, озвученную лишь камуфляжа ради), заявлять или нет в стартовый состав отбывшего дисквалификацию зенитовца. И этим начал отсчет своим безукоризненным тренерским ходам, череду которых вершил лишь финальный свисток Франка де Блекере.
С заявкой Аршавина тактическая расстановка команды преобразовалась в унисон задаче: всенепременно побеждать
С заявкой Андрея и отзывом в резерв Дмитрия Торбинского тактическая расстановка команды преобразовалась в унисон стоявшей перед ней задаче: всенепременно побеждать. Аршавин принял на себя привычные функции полуфорварда, чуть оттянутого в сравнении с Романом Павлюченко. А возникшую в связи с этим разреженность в глубине поля на паритетных началах поделили четыре полузащитника из числа канонически неприкасаемых. Как оказалось, это пошло только на пользу раскатистой наступательной игре, скроенной по современнейшим и во многом эксклюзивным чертежам.
Оживившись Аршавиным, российская сборная сыграла заметно раскованнее и красивее, нежели против греков. Навыки держания под контролем событий и мяча, неплохо нащупанные в предыдущем матче расцвели в Инсбурке пышным цветом. Он чуть увял лишь в нервной для нас концовке первого тайма. Но то был только эпизод десятиминутной слабости. Теперь, с высот победного исхода, она воспринимается даже с улыбкой – как повод на полных правах включить в строй героев умело погасившего пожар Игоря Акинфеева.
После стартового проигрыша испанцам мы завистливо восторгались мячами Вильи и Фабрегаса и с хронометром в руках замеряли образцово молниеносные секунды тех атак – от овладения мячом до его касания сетки. Теперь не откажем себе в удовольствии таким же образом препарировать и голевые деяния наших парней.
Выгоды этой модели игры в упор не замечали матерые аналитики и рядовые оценщики, удрученные тогдашней испанской грустью
Так вот, первая успешная комбинация россиян проследовала вдоль правой бровки в центр штрафной по маршруту Аршавин (перехват шведского паса) – Зырянов – Анюков – Павлюченко всего за 7 секунд. Вторая (Жирков – Аршавин – Билялетдинов – Жирков – Аршавин) вышла чуть длиннее по метражу и изысканнее, а потому потянула на пару секунд больше!
Синхронной символичностью этих голов, пришедших с разных флангов, видятся ассистентские роли крайних защитников. Ведь это было идеальным воплощением модели игры, которую предложил сборной Хиддинк в преддверии Евро. Ее выгоды всего неделю с небольшим назад в упор не замечали матерые аналитики и рядовые оценщики, удрученные тогдашней испанской грустью.
Признаемся, тогда и впрямь невозможно было разглядеть за стеной тоскливого инсбрукского дождя этот чудный вечер в тех же стадионных декорациях. Это был, несомненно, лучший матч сборной России под началом Хиддинка. И, кажется, лучший матч в ее послесоветском исполнении вообще. Команда в своих и наших глазах выросла в исполина. Она не боялась уже никого и ничего. Вопреки внешней летучести стиля она фундаментально превзошла скандинавов – самую возрастную и мощную команду чемпионата – не просто по голам, но и по времени владения мячом (проценты – 56:44), и по числу ударов по воротам (22:13).
Стараниями Жиркова Элмандер оказался в своей команде первым по набеганному километражу
Ярчайшей иллюстрацией российского бесстрашия была заключительная четверть часа. Шведы пошли ва-банк, двинув вперед группировку из четырех номинальных форвардов (кстати, один из них – Элмандер – провел почти весь матч правым хавбеком и стараниями Жиркова оказался первым в своей команде по набеганному километражу). Ответом был умопомрачительный сериал российских контратак, которому недоставало лишь одного – счастья в концовках.
Ничего, осталось на четвертьфинал. Сравниться там в высоте полета с сами летучими голландцами – разве не счастье?
|